Блогерское «Я хочу именно так». Подписки. Google Play vs AppStore.

Вчера вечером случился, как принято говорить, срач в твиттере в котором я принимал участие. Началось всё с цепочки твитов, суть которых в том, что блогер Алексей заметил, что в Google Play пункт меню о подписках приложений доступнее, чем на iOS. И это свидетельствует о качестве UX в Apple.

При этом, надо заметить, что тема подписок уже заинтриговала Алексея двумя часами ранее

Возможно, что в психологии есть какой-то специальный термин обозначающий желание человека «здесь, сейчас и как я хочу». Например, как хорошо, чтобы работа была напротив дома, не придется тратить время на пробки и дорогу, или чтобы когда нет авто, а ты идешь с кучей тяжелых сумок из продуктового, очень хочется автобусная остановка была бы рядом прям возле подъезда дома.

При этом в качестве примера для подражания приводится Google Play. На этот счет есть хорошая заметка у Артемия Татьяновича — Хочу как у них, часть которой посвящена тому, что у каждого результата есть своя история.

 

 

§ 103. Хочу как у них

 

Алексею повезло, что про управление подписками он методом тыка обнаружил в разделе «Персональные рекомендации», а не как это предполагает Apple — https://support.apple.com/ru-ru/HT202039

Но очевидно, что у Apple тоже есть предпосылки для своего решения.

Итак, почему кажется, что Apple «прячет» такую «важную» возможность, а на самом деле делает пользователю лучше 🙂

Важность подписок в 2018

Любой труд должен оплачиваться. Как контент, так и производство ПО. Ко второму десятилетию 21-ого века человечество созрело, что продавать по штукам цифровые товары производителю не выгодно. Абстрактное ПО нормально обновляется 1-2 раза в год. Арифметика простая — 2 года * 2 продажи * ценою в 1 у.е. принесут =  2 у.е, а ежемесячная подписка 1 у.е. в месяц * 24 месяца = 24 у.е.

2 у.е. vs 24 у.е. Что выгоднее разработчику ответ очевиден. Оставим за скобками про качество и т.п.

Тренд начался с больших компаний, например, Microsoft Office 365 и Adobe с Creative Suite, а теперь добрался и до разработчиков по меньше. В 2016 после того как Фил Шиллер взял управление AppStore под своё крыло, анонсировали, что подписка будет доступна всем категориям приложений, а % «налога» со сделки между пользователем и производителем на второй год снижается с 30% до 15%. Относительно не давно проскочила новость, что в 2017 Apple проводила секретные встречи с компаниями-разработчиками, чтобы форсировать перевод с модели продаж приложений за версию на модель с подписками.

На первый взгляд, что очевидно, что пользователю выгоднее заплатить 2 у.е. за 2 года, чем 24., но это не выгодно Apple и разработчику. И тут, вроде бы, мотивация Apple ясна, на то, чтобы засунуть в «Ж» управление подписками.

Новый AppStore

В 2017 Эппл в лице Шиллера представили миру новый дизайн в AppStore, который должен решить проблему «курицы-яйца», т.е. пользователю узнавать о новых приложениях, ведь он не просто так платит $1000 за смартфон, а разработчику, чтобы пользователь узнал о его приложении, и установил. Результат получился таким

Теперь взглянем на статистику сколько денег принёс AppStore в 3кв 2018 по сравнению с Google Play, где пользователей в 3 раза больше.

Но в закачках Google Play далеко в отрыве , на 20 млрд закачек в Google Play только 8 млрд в AppStore.

12 млрд уе. в квартал * 4 квартал в году = 48 млрд у.е. в год. Такие деньги на дороге не валяются, и поэтому

1) каждый пиксель экрана AppStore на вес золота
2) любое изменение экрана может повлечь потерю $$$

Хочу так же обратить внимание на дизайн Google Play. Он использует «гамбургер меню», т.е. выезжающая панель слева. При этом доказано, что она плохо влияет на пользовательский опыт при работе с приложением — пользователь не знает обо всех функциях -> падает вовлеченность -> приложением меньше пользуются -> приложение удаляется. Facebook ещё в 2014 отказался от гамбургера, а ВКонтакте только в 2017.

Сам же Google в Material Design представил нижнюю панель навигации, и судя по приложениям, плавно переезжает в новую парадигму интерфейса, но пока не в Google Play.

Проблема

Этого поста, а так же твитов Алексея не было бы, если бы не существовало проблемы. Проблема носит название «фрод». Т.е. Разработчики всякими уловками пытаются подписать пользователя,  иногда не понятно, сколько и за что придётся платить. Простым решеним было бы добавить в AppStore новую вкладку, где были бы всякие покупки и подписки, и пускай пользователь сам разбирается, пример Google Play. Но кто ж будет убивать курицу несущую золотые яйца? Проще настучать по голове разработчикам, т.е. не допустить фрод до AppStore. И дизайн AppStore сохраним, и пользователь меньше жалуется. Недавно Apple начала отклонять приложения с уловками.

Слева отклоненное приложение, справа отправленное на новое review. Перевод

Было: «3 дня, бесплатно» (3 дня бесплатно, затем 4.99 еженедельно, автопродлевается)
Стало: «Что-то 3.99/неделю» (Стоит 3.99 еженедельно, автопродлевается пока не отменить)

По сути, ведь подписки это не зло, и задача Эппл сделать так, чтобы вам даже не приходилось искать раздел где управлять подписками. При этом, Apple не скрывает сколько вы тратите на покупки и подписки в AppStore и присылает письма-«чеки» на следующий день, после снятия $$$. Если сделать подписки более осознанными, то все будут только в выигрыше.

Подписки в экосистеме Apple

В ходе твит-дискуссии Алексей высказал мнение, что управление подписками должно быть там где их покупаешь, т.е. в AppStore, как в Google Play. Но тут, как мне кажется, всплыло малое знание и понимание про экосистему Apple.

Дело в том, что в экосистеме Apple «подписать» можно не только в приложении из AppStore, но и на iMac в книжном(Books) магазине на журналы, на iPad в Новостях(News.app) на газеты, а гостиной на висящем ТВ с Apple TV на видео-сервисы.

Программы, iCloud, музыка, видео, журналы, газеты. Нужно будет в каждый из этих «магазинов» заходить, чтобы проводить «чистку»? А если это семейный эккаунт?

Так же с подписками доступен side-effect. В iOS удаляя приложение, вы не удаляете подписку 🙂 Почему? Пример: Вы подписались на Netflix, просматриваете сериалы на Apple TV и iPhone\iPad. Потом, вы решили удалить app с устройства, но всё ещё хотите смотреть на телевизоре. Как быть? (Ещё раз замечу, что Apple не скрывает, что вы тратите деньги, и регулярно присылает чеки.)

И я думаю, что в следствии этого Apple и решила «Подписки» отнести в раздел где вы управляете своим Apple ID. А т.к. вы управляете подписками, то этот раздел защищен паролем\touch-id\faceid, иначе можно будет, хотя бы в штуку, сменить подписку с годовой в 15 у.е., на ежемесячную 4 у.е. и «выставить» на $$$.

Если кто-то из читающих знает более элегантное решение по подпискам, думаю ему стоит отправить резюме в Купертино.

Profit для пользователя

Если взглянуть на ситуацию с точки зрения позитива, т.е. пользователь осознано слушает Apple Music, осознано читает WallStreet Journal, осознанно используете ПО которое монетизируется по подписке, осознано смотрит Netflix на 55″ панели, то выгода его заключается в том, что для его Apple экосистемы он будет получать максимально качественный продукт.

Недавно Эльдар Муртазин утверждал, что сейчас нет разницы между iOS и Android, одним из пунктов было то, что ПО выходит одновременно. Но недавние события показывают, что это всё ещё не так — текущий анонс Photoshop для iPad, который не ясно когда завезут на Android. Или Fortnite который на Android появился только через полгода. Я уж не говорю про специализированное ПО. И глядя на 12 млрд у.е. из AppStore, эта ситуация вредил изменится.

p.s.

Глядя на успех модели с подписками — Netflix, Spotify, Amazon Prime, ОпСоСы — есть мнение, что в 2025 10% автомобилей будут «куплены» через подписку — https://www.forbes.com/sites/sarwantsingh/2018/07/30/your-next-car-could-be-a-flexible-subscription-model/ Welcome to the new age (с)